|
НОВОМОСКОВСК
(до 1934 Бобрики, до 1961 Сталиногорск), город (с 1930) в Российской Федерации, Тульская область, у истоков рек Дон и Шат. Железнодорожная станция. 139 тыс. жителей (1999). Центр химической промышленности. Машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность. Добыча бурого угля. ГРЭС. Театр. Музей истории города.
ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ГОРОДА (doc / 64 Kb /
скачать) |
|
|
|
В 1722 г. рудоискателями Иваном Палицыным и Марком Титовым были найдены первые месторождения каменного угля на территории Рязанской губернии. В 1844 г. в имении Бобринских в Богородицком уезде была заложена первая каменноугольная шахта, в 1855 г. началась промышленная добыча угля на шахте в Малевке, организовал ее русский инженер П.П. Дорошин. Тем самым была открыта первая страница в истории Подмосковного каменноугольного бассейна.
Однако его дальнейшее развитие шло медленно: качество угля значительно уступало донецкому, не было подъездных железнодорожных путей к рудникам, провоз же гужевым транспортом на каждые 25 км удваивал его стоимость. К тому же в конце XIX в. появилось бакинское нефтяное топливо, которое из-за своей низкой цены вытеснило подмосковный уголь. В 1897 г. в бассейне действовали только шахты на Товарковском, Побединском и Ясиновском рудниках с общегодовой добычей 180 тыс. тонн. Удельный вес продукции Подмосковного бассейна в общей добыче угля в стране составлял немногим более одного процента.
Значительного подъема достигла добыча угля здесь во время первой мировой войны, когда транспорт России оказался не в состоянии доставлять нужное количество угля в центральные районы. К 1 апреля 1917 г. действовало 57 шахт, добыча топлива достигла 704 тыс. тонн год.
В годы гражданской войны, когда Донбасс и Баку были отрезаны oт центральной части страны, значение Подмосковного бассейна неизмеримо выросло. По существу, он был основным поставщиком топлива для весьма важных оборонных предприятий и железных дорог советской России.
Между тем добыча угля с первых месяцев 1918 г. начала падать. Hебыло рабочей силы. Не хватало транспорта для вывозки угля. Не было продуктов для снабжения рабочих. В некоторые дни выдавали по осьмушке хлеба (50 граммов) на два дня.
В неимоверно тяжелых условиях горняки Подмосковья сумели сдержать падение производительности шахт. В результате их усилий уровень угледобычи в 1920 г. приблизился к предреволюционному и достиг 627 тыс. тонн.
По плану ГОЭЛРО, принятому в декабре 1920 г., намечалось увеличение добычи подмосковного угля за 10 лет в 6—7 раз, а также строительство трех электростанций — Каширской, Епифанской и Тульской.
Для выяснения вопросов, связанных с использованием ископаемых Подмосковного бассейна, была начата научно-исследовательская работа. К ней были привлечены видные специалисты. Учтя результаты проведенной работы и иностранную практику, комиссия составила план реконструкции бассейна. В нем, в частности, предусматривались постройка в Бобриках мощной электростанции, сооружение химкомбината, керамического и ряда других заводов.
Совет Труда и Обороны 11 сентября 1929 г. вынес постановление о строительстве в Бобриковском районе мощного энергохимического комплекса. Место строительства было выбрано не случайно. Из общего запаса углей Подмосковного бассейна наилучшее залегание их с точки-зрения разработки оказалось именно здесь. Мощность пласта составляла 2,5—3 м, а промышленные запасы, объемом 164 млн тонн, вполне обеспечивали топливом потребность энергохимкомбината и других производств. Здесь же были сосредоточены залежи красных и огнеупорных глин, имелись большие запасы гипсов. Были и необходимые источники воды — Иван-Озеро, Дон, Шат и его приток Любовка.
Комплекс строительства в Бобриках был одним из 18 "сверхударных": строек первой пятилетки. По капиталовложениям он уступал только Магнитке, а по разнообразию производств, их сложности и значению для развития народного хозяйства страны и размаху строительства превосходил Днепрогэс и некоторые другие гигантские стройки тех лет.
Почти сразу после утверждения плана строительства на выбранную площадку приехали геодезисты и проектировщики. Тогда же, осенью 1929 г., была создана крупная строительная организация — "Мосхим-энергострой", которой были поручены все работы в Бобриках. В апреле 1930 г. строительство химзаводов было передано подрядной организации "Стальстрой", сооружение Шатовской плотины — "Водоканалстрою". Во главе строительства стояли: в 1929—1930 гг. — С.П. Ананьев, в 1930—1937 гг. — П.Г. Арутюнянц; главным инженером и одним из авторов проекта Бобриковского гиганта был П.А. Солодовников, его преемником на этом посту стал И.К. Ерошкин.
Ближайшими к Бобрикам железнодорожными станциями были Маклец и Грицово. Уже в январе 1930г. сюда стали поступать грузы. Затем они гужевым транспортом перевозились на стройку. В июне 1930 г. была проведена железнодорожная линия от Маклеца к площадке химкомбината. Новую станцию назвали Северной. К августу энтузиасты-строители проложили булыжное шоссе до Бобрик-Донского.
20 мая 1930 г. в торжественной обстановке на дно открытого котлована был положен первый камень фундамента первого из заводов химкомбината.
Предстояло выполнить огромный объем работ. Между тем на стройке имелись всего три экскаватора, пять тракторов и три катка. Основная тяжесть ложилась на людей, которые трудились с помощью лопаты, тачки, носилок.
|